Елена ФОМИНА

 




ПОЧЕМУ ЛЮДИ НЕ ЛЕТАЮТ

 

Несколько штрихов к портрету свободного человека
в Кольцовском театре драмы

 

      «Эта история обо мне», — сказала, глотая слезы, отнюдь не сентиментальная подруга-журналистка после пресс-показа спектакля «Входит свободный человек» в академическом театре драмы имени Кольцова. Пожалуй, это и есть самый лучший отзыв. А разве люди ходят в театр не в надежде что-то понять о своей жизни?

 

Представь себе

      1968-й год. ООН объявляет его годом прав человека. В это время по всему миру прокатывает волна демонстраций, забастовок и маршей протеста. Конец Пражской весны. В Чехословакию входят войска стран Варшавского договора. Расцвет феминизма. Революция нравов. Движение хиппи как реакция на войну во Вьетнаме, прогнившую буржуазную мораль и двойные стандарты в обществе. «Дети цветов» всех стран объединяются под лозунгом Битлз «Всё, что тебе нужно, это любовь». Тому Стоппарду тридцать один, он уже известен благодаря постановке «Розенкранц и Гильденстерн мертвы», а в его родную Чехословакию, едва познавшую свободу от социализма, входят советские танки. И Стоппард возвращается к своей первой пьесе «Прогулка по воде», дорабатывает ее и выпускает под другим названием — «Входит свободный человек».
      В основе сюжета — ироничная, на стыке драмы и комедии, история чудаковатого изобретателя Джорджа Райли. Он живет в придуманном им самим мире, полагая, что там он свободен и счастлив. Но так ли это на самом деле?
      «Надежды в двух действиях» — так определил жанр спектакля режиссер Александр Баргман. Где надежда, там и мечта. А где мечта, там и ее обратная сторона — реальность, которая во все времена сурова к мечтателям. Изобретателя-неудачника Джорджа Райли играет народный артист России Валерий Потанин, играет как импровизацию, с легким оттенком безумия, самоиронии и юмора на грани абсурда. Потанин — Райли — стопроцентное попадание в образ, у актера нет дублёра, так же, как и у исполнителей других ролей. Спектакль рассчитан на один состав, и это еще больше настраивает артистов на точность и чистоту исполнения. Поэтому они, несмотря на всю свою английскость, так узнаваемы. Завсегдатай паба Браун — заслуженный артист России Валерий Блинов — точь-в-точь как усатый сосед из квартиры напротив, аккуратный и осторожный. Сколько шарма, сколько гротескового подтекста в этой небольшой роли! И мы верим только в такую Персефону — ее играет заслуженная артистка России Татьяна Егорова — с раз и навсегда заведенным порядком, обедами вовремя, олицетворением семейного счастья — «дом, милый дом». Называя супругу изобретателя именем богини плодородия и царства мертвых, постмодернист Стоппард намекает на оборотную сторону домашнего уюта: Райли придумал хитроумную машинку для поливания домашних цветов, а Персефона предпочитает поливать по старинке, из лейки. Он показывает ей письмо счастья с конвертом «туда и обратно», а ей надо убираться. Егорова ведет свою роль естественно и непринужденно, она ей и к лицу, и впору. Не уступает мэтрам молодежь: бармен Кармен — Владимир Летунов, игрок на скачках Харри — Игорь Болдышев, морячок Эйбл — Егор Козаченко, красотка Флоренс — Алевтина Чернявская. Спектакль как будто сочинялся под каждого артиста: каждый на своем месте, каждый нашел для своего героя верную интонацию. Между родителями разрывается дочь Линда — Анна Кикас. Стоппард переворачивает конфликт поколений с ног на голову: не отец упрекает дочку в разгильдяйстве, а наоборот, Линда даёт Джорджу деньги на карманные расходы, потому что единственная, кто работает в этой странной английской семье, так похожей на любые другие. Ведь, если верить классику, все счастливые семьи похожи друг на друга…

 

Она покидает дом

      Счастливы ли Райли? Скорее да, чем нет. У Персефоны есть любимый муж, которым она, несмотря ни на что, гордится и которого любит той самой любовью, что долго терпит и никогда не перестает. У Райли есть благодарные слушатели в лице завсегдатаев паба, и пусть они преображаются в таковых только в его мечтах, но ведь за мечту еще никто не придумал платить налог… А у Линды есть родители, на которых она так похожа. Особенно на отца — поэтому они с Джорджем взахлёб ссорятся почти весь спектакль. Роль Линды особенная. В ней проявляется связь между мечтой и реальностью. Линда — такая же фантазерка, как отец, не зря же они так любили гулять вместе в парке. Анна Кикас балансирует между фарсом и трагедией — страстно и с азартом. Линда, как и отец, хочет вырваться из дома, из привычного круга жизни. Оба уходят, и оба возвращаются. Что это — обретение гармонии или капитуляция? Джордж Райли торжественно обещает обнимающим его жене и дочери, что завтра пойдёт на биржу труда. И это так похоже на лоботомию, которую проделали с его братом по духу — Рэндлом Патриком Макмёрфи, еще одним героем шестидесятых.

 

Свободен, как птица

      И всё-таки режиссер дарит зрителям надежду. Во многом — благодаря музыке группы Битлз, которая звучит в спектакле в записи и в живом исполнении. Поют и играют на гитарах, ударных и клавишных артисты Кольцовского театра: Алевтина Чернявская, Егор Козаченко, Николай Вергунов, Вячеслав Гардер, Игорь Болдышев, Анна Кикас — настоящий Оркестр клуба одиноких сердец Сержанта Пеппера, а в роли руководителя выступает Роман Слатвинский. Александр Баргман давно мечтал поставить спектакль с музыкой Битлз. Его мечта осуществилась. Драматургия Стоппарда и песни ливерпульской четверки словно созданы друг для друга, да и название «Входит свободный человек» перекликается с лейтмотивом спектакля — песней Джона Леннона «Свободен как птица». Битловские песни — Baby you can drive my car, I will, Don let me down, Twist and shout, When Im sixty four, Shes leaving home — звучат на протяжении всего действия, вплетаясь в живую плоть спектакля, становясь его ритмом и дыханием, договаривая за героев то, что слышится между строк. Баргман нашел нужный ход: музыка перестает быть лишь оформлением, и артисты, играющие живьем, сменяющие друг друга за инструментами, подчеркивают реальность происходящего, и в том же время его отстраненность, вариативность и исключительность — как в музыке. Инструменты делались на заказ — специально для этого спектакля. Есть среди них и настоящий бас Hofner — точь-в-точь как у Пола Маккартни. И пусть эту деталь разглядят только настоящие битломаны, это говорит о вкусе режиссера и серьезности к подходу в воплощении мечты.
      «Пьесы пишутся о людях, об отношениях, о том, как люди влюбляются, взрослеют, женятся, умирают, бросают жен или мужей, возвращаются к ним. Если ты ставишь себя на место другого, то уже становишься свободным человеком в том понимании, которое мне близко. Позволять себе давать свободу тем, с кем ты рядом, и есть свобода», — эти слова Тома Стоппарда как нельзя лучше подходят к спектаклю, который поставил по пьесе «Входит свободный человек» Александр Баргман на сцене Кольцовского академического театра драмы. Один из самых живых и человечных спектаклей за последнее время.