Татьяна ШЕПЕЛЕВА
Птичку жалко? Зинзивер
(О литературной группе «Зинзивер». Воронеж)
Прошло
уже 25 лет с того дня, когда группа молодых людей, пишущих, горящих новыми
идеями и жаждущих творческих экспериментов, объединилась в литературную группу
«Зинзивер»[1]
. Шел 1988 год,
время уверенного и восторженного марша к «лихим девяностым». Оставался еще один
шаг и... Но никто из нас тогда этого не знал. Ключевое слово того небольшого
отрезочка времени — «восторг». Восторг от того, что уже МОЖНО. Можно писать что
хочешь, как хочешь и о, чудо — ПУБЛИКОВАТЬ! Это —
период возникновения и становления различного рода неформальных групп. Прямо
белым днём на улицах города можно было встретить молодых людей с такой яркой
агрессивно-восторженной внешностью, что мирные обыватели оглядывались и с тихим
восторгом шептали: «Это — неформалы». Такими же «неформалами» были и мы, правда,
не внешним обликом эпатируя публику, но внутренним содержанием наших голов.
Ведь
Хлебников — не случайно. Для меня, воспитанной на классике и соцреализме,
Хлебников — величайшее открытие, terra incognita. Первое впечатление от него...
Да, да — восторг. Именно тогда я поняла, что настоящее творчество — это всегда
поиск, а искать — следовать против течения. Всегда.
Несмотря на
большую домашнюю библиотеку, поэты «серебряного века» в нашем доме не водились,
но не по причине неблагонадежности, а в силу дефицитной недоступности. А
некоторые творения некоторых писателей, которые сейчас в явном фаворе, моей
бабушке казались «пошлятиной», а то и вовсе не литературой. Она и ее подруги —
библиотекари и преподаватели военной-послевоенной поры искренне считали
Солженицына, которого теперь превозносят до небес, слабым писакой. Причем, это
было совершенно искреннее убеждение, а не идеологический «прогиб» в угоду
потребностям времени. Моя бабушка никогда ничего не боялась. Как-то раз она
сказала: «Мы ненавидели Сталина», и я до сих пор корю себя за то, что не
расспросила тогда всё в подробностях: кто это — мы? Она ведь воевала. От чьего
имени она сказала это «мы»? (После её смерти у меня очень скоро назрела к ней
масса вопросов, но...). Прадед мой, (бабушкин отец) — офицер старой армии,
который новой власти никогда не служил и не собирался, тем не менее, умер своей
смертью в почтенном возрасте и никто его не преследовал. Хотя, масса примеров
того, что «переметнувшиеся» и ревностно служившие этой власти, были ею же потом
и уничтожены. Или это «мы» относилось к ее интеллигентскому кругу общения? Я
вообще, не люблю эту привычку — безлико «мычать». Если нет смелости сказать:
«я», лучше не говорить ничего.
Случилось
так, что жизнь нашей «поэтической птички» оборвалась года через два после
стремительного взлета, но даже за столь короткий срок она вполне успела стать
литературным фактом в нашем, к слову сказать, богатейшим на литературные факты,
городе. Чтобы это понять, достаточно вспомнить, хотя бы «зинзиверовский»
поэзоконцерт, послушать и посмотреть который пришли совершенно посторонние люди,
сиречь — зрители, или полистать наш коллективный сборник стихов «Зинзивер»,
вышедший в 1990 году
огромным тиражом — 2 тыс. экземпляров. (Отзвук советской гигантомании).
Вот
она, передо мной — эта маленькая, как блокнотик, книжечка, изданная в городе
Бутурлиновке Воронежской области творческим объединением «Радуга». Косая и
кривая, неровно обрезанная, отвратительно скрепленная, шершавая на ощупь, такая
страшненькая и такая дорогая для тех, кто ценит и бережет свои воспоминания о
прошлом.
Из
аннотации к сборнику:
«Литературная
группа “Зинзивер” представляет самое молодое поколение российской поэзии. Лишь
пятеро ее членов старше 21-го года, лишь трое — старше 24-х. Тем не менее, можно
четко определить почерк каждого и его собственную уникальную роль в творческом
процессе Литературной Группы»[2]
.
Программа
группы, стихи и анкетные данные были опубликованы в «Молодом Коммунаре» от 12
апреля от 1990 года. «Мы относим себя к представителям новой литературной
волны…»[3].
Вот
так. Ни больше, ни меньше.
«Как будто вчера» — сказала я Татьяне в ответ на ее поздравление. Да, как будто
вчера я выхожу из дверей Центрального телеграфа, где я тогда работала и вижу
высокого худого паренька с огромными глазами. Андрюшка Юров (Андрей Болин) —
студент-физик, поэт и прирожденный организатор. Это он по местному радио воззвал
к тем, у кого есть исписанные тетрадки. У меня как раз была такая. Мы шли и
разговаривали. Иероним Босх, театрализованное представление, «Корабль дураков».
Вернее, говорил он, а я слушала и пыталась себе все это представить, хотя бы
приблизительно. Это было в конце лета, а уже зимой можно было смело говорить о
вполне сложившемся творческом сообществе. И действительно, многое еще потом
придумалось, кое-то удалось воплотить. С Юрова все началось, им же все и
закончилось. Едва Юров переключился на другую, более интересную для него
деятельность, птичка «сдохла». Сейчас он возглавляет известную правозащитную
организацию.
Таня,
Татьяна Повалюхина. Она поначалу весьма скептически отнеслась к созданию новой
неформальной литературной группы. Оно и неудивительно — элитарный клуб поэтов
ЛИК, в который она уже тогда была вхожа, был гораздо круче, и потом, любовь…
Саша Ромахов — личность гигантская — противоречивая, талантливая. Однажды мы
заседали в поэтической секции Олега Шевченко. Татьяна пришла, сгрузила свои вещи
(видимо, только что с лекций) и пошла поздороваться с «ЛИКами», которые заседали
в соседней комнате. Через некоторое время вошел Ромахов, взял ее вещички и
пошел. Она покорно засеменила следом. «Это любовь» — подумала я тогда. И не
ошиблась. Однако, так или иначе, Татьяна все же стала полноправным членом
«Зинзивера». Что поделать — творческий человек всегда тянется к себе подобным. Я
ее знаю с детства. У меня в жизни — всё наоборот, а у неё — всё не просто. До
сих пор. И если задать ей банальный вопрос: «Как дела?», то первым делом вы
услышите тяжкий вздох, затем увидите горестный полный упрека взгляд, как бы
говорящий: «Ты еще спрашиваешь? Что у меня в принципе может быть хорошего?» и
вам тут же захочется повеситься. «Я — холеро-меланхолик», — сказала она как-то о
себе. Иногда у меня появляется желание посильнее встряхнуть ее, чтобы она
освободилась от наносного, ненужного, призрачного и вдруг увидела мир таким,
каким он есть — прекрасным.
Но
к ЛИКам не все у нас относились лояльно. Рамиль Бесермен. Он же — Рамиль
Халиков. В Воронеж приехал из Киргизии, а сам, кажется татарин. «Перчатку мне,
перчатку!» — восклицал он, с горячим намерением швырнуть ее в лицо ЛИКу. (На
бумаге, естественно). Воронеж ему очень понравился. Он называл его красивым и
большим. Мои стихи он ругал за излишнюю «традиционность». В свое оправдание могу
заметить, что избавится от стандартных формулировок, вбитых в мозг, не так-то
просто. Тем не менее, мы вскоре нашли общий язык. Самый, что ни на есть
традиционный. И что любопытно — писал он одно произведение, кажется пьесу.
(Между прочим, вполне в духе соцреализма). Сюжет задумывался такой: молодой
парень, киргиз по национальности, симпатичный и талантливый, любит русскую
девушку, но ее родственники — отец и сестра против такого союза исключительно
из-за того, что он — киргиз, хотя даже внешне он от них не отличается.
(Почему-то). Короче, была вещь о проблемах межнациональных отношений, или что-то
в этом роде. Неосмотрительно связавшись со мной, Халиков научился плохому, и
сюжетная линия его произведения дала резкий крюк. Началось все с подробных
постельных сцен между влюбленными. Дальше — больше. Папаша оказался отъявленным
бабником, который даже не прочь завести интимные отношения с собственными
дочерями. Сестры же, естественно, хором соблазняют киргизского паренька. Все это
в ярких красках и подробностях. Эх, Рамиль, Рамиль! А мне в то время просто
очень хотелось казаться крутой девчонкой. Ну, в самом деле, кому интересна
приличная начитанная девушка, воспитанная бабушкой-филологом? А ты принял маску
за лицо. Ну что ж, не ты один. Впрочем, справедливости ради, нужно отметить, что
склонность к авантюризму у меня была всегда. Перед твоим поступлением в
Литературный институт, (ты им послал что-то о летающих крокодилах), отъездом в
Москву и женитьбой, мы о чем-то беседовали лёжа, а ты мне показывал фотографию
своей будущей жены. Интересно, что бы она сказала, увидев эту сцену? Ничего
приятного, я полагаю. Я не помню ее лица, да и наверняка сейчас оно уже, мягко
говоря, сильно изменилось. Больше я Рамиля не видела, но слышала о его романе
«Сторож». Ну, да, эротическом, конечно же.
Не
могу не прощебетать восторженную трель в честь Воронежского государственного
университета. Именно там, словно в реторте великого алхимика, происходили и
происходят колдовские превращения, именно из этого булькающего зелья выходят в
наш мир исключительные люди. Даже тот, кому случилось лишь нечаянно вдохнуть
пары этого удивительного варева, уже никогда не смог бы стать посредственностью.
Самый банальный идиот там — это идиот, способный прогреметь на всю округу. Лишь
несколько человек в нашей литгруппе, были студентами других учебных заведений.
Остальные, сами понимаете, ВГУ. При такой высокой концентрации интеллектуального
вещества на единицу творческой площади, избежать поэтического взрыва не было
никакой возможности.
Кое-кому
из нас так и не довелось надолго покинуть свою alma mater. Дима Чугунов —
выпускник филфака и факультета РГФ, сейчас — профессор, доктор филологических
наук. Не удивительно, что человек, никогда не изменявший себе и выбранной цели,
имеет на литературном поприще, гораздо больше достижений, чем мы все вместе.
Публикации стихов, прозы, в сборниках, журналах. Плюс, разумеется, научные
работы и т.д. и т.п. Это еще далеко не всё, я уверена. Путешествовал он много,
впечатлений в связи с этим привез огромное количество.
«... путешествия... стали реальностью его собственной жизни. В 1989 году в
Дрездене, Берлине, Карл-Маркс-Штадте он наблюдал последние моменты существования
ГДР. В 1990-м — в Кракове и Варшаве любовался католическими соборами и
великолепными дворцами. В 1993-м — вдохновившись примером Тургенева, вообще
отправился учиться за границу... Болгария, Германия, Франция, Бельгия,
Голландия — отовсюду он привозил путевые дневники, наполненные записями о
городах и музеях, очерками о встреченных людях, набросками сюжетов и пейзажными
зарисовками»[4].
«Дорога»
Дмитрия Чугунова началась с литературной группы «Зинзивер». Нам сейчас уже
сложно представить, чем было это объединение творческих людей, родившееся в
декабре 1988 года. Студенты-филологи и физики, историки и математики, будущие
актёры из института искусств и те, кто учился торговле и финансам...
«Зинзиверовцы» устраивали первые поэзоконцерты в Воронеже, ставя на сцене,
например, такую неформатную вещь, как «Госпожу Ленин» В. Хлебникова. Они
нахально стучались со своими шедеврами в газеты, в теле- и радиоредакции,
принимали участие в ночном вернисаже художников-авангардистов из группы «Дом»,
публично спорили о запрещённом фильме «ЧП районного масштаба». Да, да, в те годы
окриком из обкома партии ещё запрещали кинофильмы, а за неблагонадежную статью
могли снять с должности редактора областной газеты! «Зинзивер» стал, пожалуй,
первым глотком перестроечной свободы для молодых поэтов и музыкантов, а вышедший
в свет маленький сборник их стихов — одним из удивительных неподцензурных
явлений»[5].
Дима
всегда был галантным кавалером и настоящим романтиком. Его облику, гораздо более
современного наряда, подошли бы камзол, шляпа с пером и шпага. Он и в
сборнике-то выступил, под псевдонимом Дмитрий д’Артез. Он так элегантно
устраивал наши публикации в местной периодике, что могло показаться, будто это
происходит как-то само собой. Никогда не перестану им восхищаться. Если Диме
задать вопрос: «Как дела?», первым делом вы увидите улыбку. Хорошую такую
улыбку, не без веселого лукавства. Непроизвольно вы тут же улыбнетесь в ответ.
Открываю его сборник под названием «Книга грусти и любви» и читаю дарственную
надпись: «Танюше на память от давнего друга — поэта-«зинзиверовца».
Маша
Спасенникова — не просто красавица. Наша Маша. Каштановые волосы, овал лица и
загадочный взгляд всегда придавали ей сходство с героиней известной картины
Леонардо. Она пишет до сих пор. И не только стихи. Копирайтер, журналист,
редактор журнала, сейчас живет в Москве, но когда приезжает, мы встречаемся — и
темы наших разговоров весьма разнообразны. Нелегкие жизненные перипетии и
крайняя нужда в деньгах привели ее, филологиню, отличницу, аспирантку, к
рискованным танцам. Какое-то время она даже снимала уголок в моей квартире, так
как родители не могли или не хотели её понять. Мужчины, которые её окружали, не
стоили, на мой взгляд, даже её мизинца. У меня вообще, такое впечатление, что мы
все достойны лучшего в этой жизни. Не скажу, что сейчас в Москве ей легко
живется, но она самоотверженно борется с трудностями и мужественно преодолевает
их.
Есть
люди, о которых мне сказать совершенно нечего. Алексей Любушкин неплохо писал,
засветился в нашем сборнике и ушел. Ходят слухи, что не только от нас. Однако
пересказывать слухи я не намерена. Поэтому это всё, что я могу сказать. Надеюсь,
что у него все хорошо, он жив, здоров и по-прежнему довольно упитан.
Поиски
смысла жизни приводят порой в самые неожиданные места. Когда я узнала, что Игорь
Подколзин (в сборнике — Игорь Гуров) стал монахом Задонского монастыря, я, не
скрою, некоторое время, (минуты две), пребывала в легком шоке. Для меня уход в
монастырь срони самоубийству. Тем не менее, это случилось и случилось всерьез.
Теперь он — монах Лаврентий. Когда я первый раз после этого известия увидела
его, то… не совсем узнала. Весь его облик (а он заметно поправился) и особенно
его извиняющиеся за что-то глаза, придавали ему сходство с дрессированным
медведем. Позже, я вместе с Татьяной, навестила его в Задонске. Меня по-прежнему
не покидало ощущение, что это всё-таки не совсем Игорь. Он, как ни странно, до
сих пор пишет стихи. Они разные, иногда детский лепет, иногда довольно неплохие,
но не более того. Существует такой фестиваль — «Ковчег» и он там выступает или
даже жюрит, если так можно выразиться о духовной особе. Хотя, на самом деле, это
более чем странно для монаха — сцена. Тогда я еще подумала: «Хорошо, что он не
играет на гитаре». Попы, бренчащие на гитаре — это не смешно, это — нонсенс и
вообще, отдельная тема. Я, конечно, понимаю, что РПЦ находится в статусе
коммерческой организации, со всеми вытекающими отсюда последствиями, но все же
должны быть определенные рамки, за которые выходить не стоило бы. Но об этом не
сейчас, не здесь, повторюсь, это — отдельная тема.
После
нашего совместного выступления в «Поэтограде» (20 лет со дня образования
«Зинзивера»), мы собрались у меня дома отметить это дело и пообщаться.
Инициатива наших встреч принадлежит исключительно Татьяне Повалюхиной. Не всех
удалось собрать, но те, кто был, были рады нашей встрече, а Игоря, по-моему,
раздражало присутствие Татьяны. Казалось, она напоминала ему то, что он старался
забыть как страшный сон. Теперь уже я совершенно уверена — это не он. Это не
Игорь, а совершенно другой человек. Это — монах Лаврентий.
«Вы
добрые люди или злые?» Светлана Степичева. Веста. Играет на гитаре, поёт, пишет
стихи. Натура двойственная, но, в конце концов, весь мир дуален. Помню, как раз
тогда мы решили принимать новых членов путем голосования. Я «нюхом» почуяла
своего человека и, естественно, проголосовала «за». Не задавая лишних вопросов и
даже толком не пообщавшись. Потом она спрашивала меня, почему я проголосовала
«за», а я ответила, что-то вроде: «Мне кажется, что ты нам пригодишься». И
точно. Птичка-то издохла, а мы еще после этого общались много лет. В 2000 году
вышел сборник её стихов «Признание». «... Ну должно же хоть что-то и от меня
остаться...».
«Я —
мама» — ответила мне Лана Владимирова всё на тот же вопрос «Как дела?» У меня
появилась надежда, что хоть у кого-то из нас личная жизнь сложилась нормально.
Правда, ей приходится покидать литературные мероприятия раньше остальных — дела
семейные требуют немало времени и сил но, тем не менее, в 2009 году вышел в свет
сборник «Еще одна осень».
«Да,
стихи Светланы Владимировой, без всякой снисходительности, женские, в них она
осознанная или безотчётная последовательница Цветаевой и Ахматовой (вспомните:
“Когда б вы знали, из какого сора Растут стихи, не ведая стыда”). А растут они
из жизни, из сердца, из наших мыслей и переживаний, прямых или затаённых. И если
это так, то автор на этой первой книжечке не остановится…»[6].
Конечно
же, Ахматова и Цветаева отнюдь не близнецы-сестры и это очень скверная
привычка — валить женщин-поэтов в одну кучу исключительно по признаку пола, но
кое в чём Виктор Михайлович Акаткин оказался прав. В 2013-м году выходит
очередной сборник Ланы «Такая игра», а рецензию в этот раз написал, кто бы вы
думали? Дима Чугунов.
«Поэзия
Светланы Владимировой, конечно же, классична. Она далека от модернистских
вывертов стиля и производит впечатление этакого “поэтического Санкт-Петербурга”:
стройностью линий, гармонией, необходимостью всматриваться и вслушиваться, чтобы
уловить нечто важное, но пока ещё скрытое от рассеянного взора. И читая, ты
погружаешься в самые разные пространства»[7].
Я
же, со своей стороны, хочу сказать следующее: поэзия Ланы похожа на тончайшие
золотые кружева, очень легкие и воздушные. Когда она читает свои стихи на
публике, люди не столько слушают, сколько вдыхают, а по окончании действа
открывают глаза и во взглядах их явственно читается: «Ой, это всё? Неужели это
всё?»
Слава
Сальников преподает в моем родном и любимом Воронежском педагогическом
университете. Человек прямой и даже грубоватый. На вопрос о личной жизни он с
поразительной откровенностью заявил: «Предпочитаю блуд». И ехидно захихикал. На
нашу встречу после «Поэтограда» он притащил великолепный глинтвейн. Я его
нагрела в кастрюльке и разливала ковшиком. Честно говоря, я тогда впервые
попробовала этот напиток. И он мне очень понравился. Сальников не простой
человек, его надо понимать. А это довольно трудно.
Ассоль
Розенберг попала в наш сборник почти случайно, исключительно благодаря личной
симпатии к ней Андрея Юрова. Однако сборнику это не повредило. Стихи очень
хороши, хотя и не лишены некой вторичности. Она, как говориться, промелькнула и
исчезла. Кажется, уехала насовсем.
Был
еще и Саша Ефремцов, который сейчас живёт и работает в Москве, Алексей Мельников
и почившая в бозе, группа «Левый берег». Если бы все, кто имел отношение к
«Зинзиверу», вдруг взяли в руки перья, да и написали об этом, получилась бы
довольно интересная и поучительная повесть в назидание потомкам. (Шучу).
Что
же сказать в заключение моего несколько сыроватого, но довольно откровенного
опуса? Я постаралась придать своему повествованию непринужденный характер
дружеской беседы. Весь этот текст написан «на скорую руку» исключительно на
основе моих личных воспоминаний и впечатлений. И если я вдруг заблуждаюсь, то
заблуждаюсь искренне. Всё, что не моё, снабжено ссылками на первоисточник. Как
свидетель и непосредственный участник означенных событий, ответственно заявляю,
что этот текст можно использовать для серьезных публикаций. Можно так же
ссылаться на него[8].
Я очень надеюсь на то, что, в конце концов, будет проделана подробная
исследовательская работа, в результате которой и появится тот основательный
научный труд, благодаря которому существование литературной группы «Зинзивер» в
нашем городе будет официально признано литературным фактом.
Мы —
разные. И в этой разности — была наша сумма, как это ни парадоксально. Мы иногда
общаемся, пересекаемся литературно и творчески. Тем не менее, я считаю, что нам
уже никогда не объединиться. Татьяна же сказала так, что лучше и не скажешь:
…Оглохнем, ослепнем, степенно и важно
Начнем привыкать и не сможем привыкнуть.
Нам будет всегда одинаково страшно,
И мы не посмеем узнать и окликнуть
Друг друга.
И дальше, в безвестность умчимся,
Не в звёздное небо, а в чёрную бездну.
Но в будущей жизни мы снова случимся
Единым и целым. Земным и небесным.[9]
[1] Зинзивер — птичка, камышовый воробей.
…— Пинь, пинь, пинь! — тарарахнул зинзивер.
О, лебедиво!
О, озари!»
(В. Хлебников)
[2] Зинзивер: стихи литературной группы (г. Воронеж). — ТО «Радуга», 1990.
[3] Гренада. Литературная группа «Зинзивер». Программа клуба // Молодой Коммунар.- № 44, 1990 г. С. 3.
[4] С. Лейхтвейстер. Искатель далёкого...// Чугунов Д.А., Книга грусти и любви. — Воронеж, 2010. С. 5.
[5] Там же, С. 6.
[6] Виктор Акаткин. Аксиома поэзии // Светлана Владимирова. Еще одна осень. — Воронеж. — 2009 г. С. 4.
[7] Дмитрий Чугунов. Чтение неторопливое, глубокое // Светлана Владимирова. Такая игра. Стихи. — Воронеж, 2013. С. 3.
[8] Татьяна Шепелева. Птичку жалко? (О литературной группе «Зинзивер» — Воронеж). — [Электронный ресурс]. — Режим доступа: https://www.stihi.ru/cgi-bin/login/page.pl
[9] Отрывок из стихотворения Татьяны Повалюхиной (1990 г.)